На главную страницу "Вичугского дневника"

Содержание

 

Десятилетие Кинешемского Реального Училища имени И. А. Коновалова

(1904-1914)

В конце 90-х годов прошлого столетия стала назревать потребность в учреждении среднего мужского учебного заведения в городе Кинешме вследствие быстрого роста в экономическом и общественном отношениях как города, так и всего прилегающего к нему района, по преимуществу фабричного.

Все более и более начинали слышаться сетования родителей на недостаток вакансий в средних учебных заведениях соседних городов: Костромы, Шуи, Иванова.

И вот, в 1899 году, один из местных крупнейших фабрикантов, пот. поч. гражд. Иван Александрович Коновалов, решившись принять близкое участие в удовлетворении местных образовательных нужд, взял на себя почин в этом благом деле. Он подал г. Костромскому Губернатору И. М. Леонтьеву заявление о желании построить на свои средства здание реального училища с параллельным коммерческим отделением, снабдив его всей необходимой обстановкой.

Управляющий делами Комитета Министров, препроводив в Министерство Народного Просвещения извлечение из всеподданнейшего отчета о состоянии Костромской губернии за 1899-й годы, объяснил, что в отчете этом, по указанию на сделанное И. А. Коноваловым заявление, последовала Высочайшая ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА отметка: "ОЧЕНЬ РАДЫ ТАКОМУ БОЛЬШОМУ ПОЖЕРТВОВАНИЮ", о каковой от метке сообщено было Министерством начальству Моск. Учебн. Округа и заявлено Государственному Совету при испрошении из казны средств на содержание реального училища в г. Кинешме. Вскоре приступлено было к выработке планов и составлению сметы, а самое заявление препровождено было на рассмотрение г. Министра Народного Просвещения.

Разработка плана поручена была архитектору И. В. Брюханову, и смета составлена была на сумму около 300000 рублей. В самом начале 1903 года И. А. Коновалов подал в Кинешемскую городскую думу заявление о том, чтобы город дал ему свое согласие уступить участок городской земли между воинским управлением и родильным приютом для постройки здания для реального училища.

Городская дума, в своем заседании 22 мая 1903 года, единогласно постановила: "дать И. А. Коновалову свое согласие на постройку указанного здания и образовать депутацию от города в лице городского головы и некоторых гласных, которой поручить выразить от города глубокую благодарность И. А. Коновалову за его многоценный дар на просвещение города, уезда и близ лежащей округи".

К месту постройки подвезен был кирпич и весь необходимый строительный материал.

24 августа 1903 года совершена была закладка здания реального училища. В 12 час. дня на месте закладки, в особо устроенной палатке, украшенной флагами, цветами и гирляндами из зелени, совершен был водосвятный молебен, за которым присутствовали: Костромской губернатор Л. М. Князев, строитель реального училища И. А. Коновалов, представители города, земства, местная администрация и множество собравшегося народа.

"При виде всего этого", восклицает один из современников, "чувствовалась важность события, получалось радостное настроение, - замечалось приближение новой эры для Кинешмы. Невольно представлялась картина недалекого будущего. Здесь, на этом самом месте, теперь пустынном, скоро возвысится новое грандиозное здание, красотою и значением которого город вправе будет гордиться. Зашумит здесь молодая жизнь пытливой юности, закипит дружная работа на пользу родины. Широкими волнами польется отсюда свет знания, науки, гуманности"...

По окончании молебна совершена была закладка здания, после которой прот. Реформатским сказана была приветственная строителю училища И. А. Коновалову речь, в которой указана была важность его жертвы для блага города, отмечено было, что этим делом он создает вечный и лучший памятник своему имени.

Затем, представителями города дан был обед, во время которого чувствовался особенный подъем радостной настроенности и полного единодушия.

Из речей, произнесенных гор. головой И. Е. Куфтиным и г. Костромским губернатором, и тостов видно, что открытие реального училища в г. Кинешме вызвано настоятельною и необходимою потребностью местных жителей иметь учебное заведение в своем городе, в котором их дети могли бы получить образование соответственно требованиям практической жизни.

Вместе с тем всеми присутствовавшими единодушно и единогласно выражалось чувство глубокой признательности и благодарности от лица всех родителей строителю училища И. А. Коновалову. Г. Начальник губернии высказал, между прочим, что он рад присутствовать при настоящем торжестве закладки здания реального училища, ибо это дело имеет не только местное значение для города и уезда, но значение общегосударственное. Государство наше при своей обширности весьма нуждается в появлении еще многих просветительных учреждений. Такие лица, какъ Чижов, Солодовников и И. А. Коновалов, сознали нужду своей родины и своими средствами многое уже успели сделать на благо ее. Желательно, чтобы примеру их, примеру И. А. Коновалова следовали и другие местные капиталисты, чтобы общество и на будущее время способно было выделять из своей среды таких лиц, как И. А. Коновалов.

Предложены были тосты за здоровье сына строителя Александра Ив. Коновалова, сочувствовавшего устройству реального училища, а также за инициатора этого дела бывшего Костромского губернатора И. М. Леонтьева, за бывшего Предводителя Дворянства П. О. Хомутова, много потрудившегося в деле скорейшего открытия училища, а также и других лиц, принимавших в этом деле близкое участие (Подр. опис. см. Костр. Лист 1903 года. №99).

Таким образом, началась постройка самого здания училища, которая предполагалась закончиться к началу 1906 года.

Между тем из весьма компетентных источников имелись сведения о том, что необходимая сумма на содержание реального училища могла бы быть отпущена из суммы Государственного Казначейства ранее окончания постройки здания.

Отсюда являлась надежда на то, что открытие училища может состояться в наемном помещении. И действительно, 21 декабря 1905 года г. Министр Народного Просвещения, предложением на имя г. Попечителя Моск. Уч. Окр, за №4001б, сообщил следующее: Государственный Совет, в соединенных Департаментах Промышленности, Наук и Торговли и Государственной Экономии, рассмотрев представление Министерства Народного Просвещения об учреждении в г. Кинешме, Костромской губ., реального училища, мнением положил:

I. Ассигновать из Государственного Казначейства на содержание учреждаемого в г. Кинешме, Костромской губ., реального училища, с основным и коммерческим отделениями в V и VI классах и с дополнительным классом, в 1904 г. - 5632 руб., в 1905 г. - 12375 руб., в 1906 г. - 14477 руб., в 1907 г. - 17422 руб., в 1908 г. - 20867 руб., в 1909 г. - 23373 руб. и, начиная съ 1910 г., - по 24388 руб. ежегодно.

II. На покрытие расхода, предусмотренного в отделе I, производить пособие Государственному Казначейству из средств: 1) Кинешемского городского общества в 1904 г. в размере 1000 р. и, начиная с 1905 г., в размере 2000 р. ежегодно; 2) Костромского губернского земства в 1904 году в размере 500 руб. и, начиная с 1905 г., в размере 1000 руб. ежегодно, и 3) Кинешемского уездного земства, начиная с 1910 г., по 5000 руб. в год.

III. Отпустить из казны на устройство при названном училище физического кабинета 8000 руб., с отнесением сего расхода на счет общих кредитов, подлежащих ассигнованию Министерству Народного Просвещения в 1904 и последующих годах на строительные его надобности.

IV. Могущие образоваться от суммы, отпускаемых на содержание означенного училища, остатки разделять на части, пропорциональные суммам, ассигнуемым на этот предмет казною, городом и губернским и уездным земствами, с тем, чтобы часть, причитающаяся на долю казны, обращалась, на общем основании, в ресурсы Государственного Казначейства, а остальные части оставлялись в распоряжении городского общества и губернского и уездного земств, по принадлежности, для употребления, по их усмотрению, на нужды училища. Государь Император изложенное мнение Государственного Совета, в 8-й день сего декабря, утвердить соизволил и повелел исполнить.

Таким образом, официальное открытие реального училища в г. Кинешме предположено было с начала учебного года, т.е. с 1 июля 1904 г.

С того же времени последовало назначение директора училища, который энергично принялся за оборудование учебного заведения. Так как здание для училища еще только строилось, и нельзя было надеяться на скорое приспособление его для учебных занятий, в виду этого городской управой подыскано было более или менее подходящее временное помещение, за свой счет, в д. Миндовского на Никольской ул., где и открыты были пока два класса - первый и второй.

Помещение это, конечно, не вполне соответствовало требованиям школы. В нем было всего лишь четыре небольших, не особенно высоких комнаты. Две из них отведены были под классы, одна заменяла приемную, рекреационный и гимнастический залы, а также и раздевальную комнату, и четвертая - самая меньшая - отведена была под канцелярию (она же служила комнатой для г.г. преподавателей).

Но благодаря сухости помещения и тщательному наблюдению за чистотой и своевременной вентиляцией, оно пока в достаточной степени могло удовлетворять своему назначению.

Спешно заготовлена была необходимая классная мебель - столы, скамейки, доски, шкафы, приобретены необходимые учебные пособия, приглашены преподаватели. Приискание преподавателей для вновь открытого училища представляло большие трудности, и все-таки не оказалось возможным найти преподавателя математики и преподавателя новых языков; по этой причине означенные уроки пришлось поручить преподавателям других предметов и даже других учебных заведений. За всеми этими подготовительными работами действительное открытие реального училища, т.е. начало учебных занятий, пришлось отложить на конец сентября месяца. Приемные испытания назначены были на 25, 24 и 25-е сентября. На испытания явилось 48 челов., причем принято было из них 44: в I кл.- 40 уч. и в II кл.- 4 уч. Кроме того, 10 учеников принято было в II кл. по свидетельствам из других учебных заведений. Всего в двух классах было 54 ученика.

27 сентября совершено было молебствие перед началом учебных занятий, на коем присутствовали: местный Предводитель Дворянства, городской голова, представитель от духовенства, гласные от города и земства, родители учащихся, весь состав училища во главы с директором и вновь принятые ученики.

Перед молебном о. законоучителем И. П. Альтовским сказано было слово следующего содержания:

«Досточтимые слушатели! Сегодня редкий праздник для нашего города. Сегодня - в этих, покуда тесных и малых, помещениях открывается новый источник образования и просвещения для юного поколения нашего города и нашего края, - открывается среднее учебное заведение - реальное училище. В жизнь нашей местности и, можно надеяться, вообще в жизнь нашей родины оно внесет новую и светлую струю знания и просвещения. Таким образом, мы ныне присутствуем при славном торжестве, мы - на празднике просвещения! Тесною семьею собравшись сюда, мы все проникнуты одними чувствами радости и лучшими пожеланиями сему училищу. Дай Бог, чтобы общее сочувствие к нему сохранялось навсегда, поддерживало и развивало его благотворную деятельность. От добрых пожеланий, как от хороших семян, рождаются и дела добрые. История возникновения этого училища достаточно убеждает нас в этом. Представители нашего дворянства и земства, исполненные благими заботами о просвещении местного края, приняли на себя нелегкий и сложный труд открытия в нашем городе этого учебного заведения. Представители города горячо откликнулись на их призыв и с своей стороны приняли в этом деле не малое участие. Этот взаимный и согласный труд их увенчался ныне, как мы видим, полным успехом. Положим, мало еще теперь и юно наше училище, оно покуда бедно и не имеет даже собственного крова. Но ему уже готовится щедрый дар. Ив. А. Коновалов, один из известных в крае благотворителей, готовит для училища роскошное здание. Надеемся, что и в будущем, при общем сочувствии к себе, училище наше всегда встретит поддержку и содействие в дальнейшем своем развитии. Все же лица, столь потрудившаяся в сем великом деле, стяжали себя глубокую признательность местного общества и населения. История нашего края отметит их благородный труд и щедрые жертвы и сохранит имена их в благодарной памяти потомства.

Отдавая должную дань признательности и уважения поборникам образования и просвещения, мы, следовательно, прежде всего должны возблагодарить Господа Бога: Он вложил в сердца и умы их добрые пожелания и мысли; Он дал им и потребные силы привести желания к благому осуществлению. Итак, Господу Богу, благодеющему во всех, да будет непрестанная слава и благодарение наше.

Дорогие дети! В эти важные минуты вашей жизни, когда вы стоите во вратах образования, считаю необходимым сказать вам несколько слов наставления. Вы видите ныне нашу общую радость, и эта наша радость за вас, дети, и за всех тех, коим отныне открывается возможность получить более широкое и основательное образование в этом училище. Большинству из вас ныне явилась возможность получить такое образование в своем же городе, не отрываясь от родной семьи. Пользуйтесь же, дети, и дорожите этой возможностью. Знаю, что вы стремились сюда с особенной охотой, знаю, что вы с радостным чувством сегодня в первый раз переступили порог училища, как ученики его. Дай Бог, чтобы и всегда вы спешили сюда с такой же охотой и радостью и на урочные занятия. Отныне училище это становится матерью для вас, а вы являетесь детьми его. Любите же, дети, его, как мать, берегите славу его — всегда с достоинством держите себя. Ваше благонравие, усердие в занятиях послужит на вашу пользу и на пользу ближних ваших; доставит радость и утешение родителям вашим и составить прочную славу училищу.

Помолимся же теперь все Господу, чтобы Он Сам благословил дело наше и послал нам наступающее лето благоприятное. Будем молить Его, чтобы Он дал силу и крепость лицам начальствующим успешно руководить жизнью училища; будем просить Его, чтобы Он послал потребные силы и преподавателям училища — неоскудно сеять в юные сердца детей сих добрые знания; будем умолять Его, чтобы Он открыл умы и сердца детей сих к восприятию добрых учений и направил их волю ко всему благому, - да возрастут они Создателю во славу, родителям на утешение, Церкви и Отечеству на пользу».

Сами учебные занятия начались 28 сентября.

Впоследствии - согласно ходатайства Педагогического Совета реального училища - ко дню открытия занятий, т.е. 27 сентября, Окружным Начальством разрешено приурочить торжественный акт с освобождением учеников в этот день от занятий.

Так началась жизнь училища.

Личный состав училища в самом начале жизни его был следующий: директор, законоучитель, шесть преподавателей наук, языков и искусств, помощник классных наставников (он же письмоводитель) и врач.

Между этим наличным составом и распределены были уроки следующим образом: директор К. В Немецкий имел уроки истории в I и II кл.- 4 ур.; законоучитель И. П. Альтовский - уроки Закона Божия в I и II кл.- 4 ур.; преп. Ф. ф. Трубников - уроки рус. яз. в I и II кл.- 10 ур. и нем. яз. в I кл. - 5 ур., всего 15 ур.; преп. С. Ф. Иванчиков - уроки арифметики, географии и естеств. истории в I и II кл. - всего 16 ур.; преп. Н. А. Полянинов - уроки рисования и чистописания в I и II кл. - всего 6 ур.; преп. Н. Г. Львова - уроки французского яз. в II кл.- 6 ур.; преп. А. В. Бенедиктова - уроки немецкого яз. в II кл. 3 ур.; пом. кл. наст. И. В. Павлов - уроки гимнастики в I и II кл. - 2 ур.; Н. А. Писарев уроки пения в I и II кл. - 2 ур.

Классными наставниками состояли: в I кл. - преп. Трубников и в II кл. - г. Директор. С разрешения г. Попечителя введены были следующие учебники и учебные пособия:

По Закону Божию: в I кл. «Священная история ветхого завета» -Дм. Соколова; в II кл. «Священная история нового завета» - Дм. Соколова.

По Русскому языку: в I кл. Этимология - Кирпичникова; в II кл. Синтаксис - Кирпичникова. Хрестоматия «Родная речь» В. Соколова.

По Истории: Рассказы из русской истории Дм. Тихомирова ч.ч. 1 и 2.

По Географии: в I кл. Начальный курс географии - Иванова. В II кл. Учебник всеобщей географии - Воронецкого, ч. II.

По Арифметике: «Курс арифметики» - Малинина и Буренина и «Собрание арифметических задач» - их же.

По Французскому языку: Росман и Шмидт: Иллюстрированный курс французского языка.

По Немецкому языку: Учебник немецкого языка - Чекала ч.ч. 1 и 2.

Состав учащихся был таков: большая часть поступивших в 1 кл. обучалась ранее в приходских и городских училищах, лишь незначительная часть получила домашнюю подготовку. Контингент учащихся во 2 кл. составился главными образом из учеников других реальных училищ и гимназий; большинство этих перешедших из других учебных заведений учеников явились с довольно плохими знаниями курса 1-го класса, но, в виду малолюдности класса, они к концу года пополнили имеющиеся пробелы в своих знаниях вследствие особенного интереса к занятиям. В виду позднего начала учебных занятий в училище (на полтора месяца позднее нормального) учебный год вышел несколько короче: так, до Рождественских каникул сделана была лишь одна учебная четверть вместо обычных двух.

Кроме того, в концы октября месяца преп. Иванчиков, как прапорщик запаса, по Высочайшему повелению, призваны был на действительную службу, и его уроки были поручены временно учителю Кинешемского городского училища, что также не могло не отразиться на нормальном. строе учебной жизни.

В санитарном отношении жизнь училища была вполне благополучна. Эпидемических болезней не наблюдалось. Болезни, вызвавшие более или менее продолжительное непосещение классов, были ревматизм и несколько случаев горловой жабы. В общем, количество манкировок учащихся было сравнительно невелико (ежедневно 3,08 % всех учащихся).

В первый годы своего существования училище испытывало большую нужду, между прочим, в средствах на хозяйственные надобности. С одной стороны, специальные средства училища были крайне ничтожны вследствие того, что количество учеников было невелико и плата за обучение установлена была невысокая - 50 руб. в год; с другой стороны, из специальных средств выдавалась плата за уроки преподавателям, временно приглашенным для преподавания вместо призванного на действительную службу штатного преподавателя географии и естественной истории.

Особенно насущною потребностью для училища являлось заведение ученической и фундаментальной библиотек и заготовление необходимой мебели. Классная мебель для двух классов сделана была, а средств на заведение библиотек не оказалось, и они таким образом правильно не функционировали. Это происходило от того, что Кинешемское реальное училище, как вновь открывшееся учебное заведение, не получало пока из средств казны на первоначальное обзаведение никаких сумм, несмотря на неоднократные ходатайства директора училища об отпуске небходимых средств на сей предмет.

Ведомость о расходах по содержанию Кинешемского реального училища за 1904 год характеризуется такими данными:

а) на содержание учебно-воспитательного состава ……………………………………….2450 руб.

б) на учебные пособия, библиотеки и кабинеты …………………………………………… 236 руб.

в) на содержание дома, отопление и освещение ……………………………………..…… 424 руб.

г) на жалованье нижним служителям ………………………………………………………… 215 руб.

д) на жалованье письмоводителю и канцелярские расходы ……………..........………… 354 руб.

е) на жалованье врачу и санитарные расходы ……………………………………….…… 70 руб.

ж) приобретение мебели ……………………………………………………………………… 240 руб.

Весь расход выразился в сумме 3989 руб.

Вспомогательные учреждения при училище в первый год его существования представляются в следующем виде: в фундаментальной библиотеке значилось книг 57 назв. в 65 томах на сумму 85 р., в том числе 46 книг на сумму 27 руб. пожертвовано Костромским епископом Виссарионом.

В кабинете естественных наук значилось 35 предметов (по зоологии и ботанике) на сумму 40 рублей.

Пособий по истории, географии, черчению и рисованию приобретено было всего на сумму 140 р.

Физического кабинета не было.

Первый год жизни училища подходил к концу, и нужно было подумать о новом помещении для училища, ибо это помещение было совершенно недостаточно для распределения в нем последующих классов. Это обстоятельство заставило директора уже в марте 1905 года обратиться с заявлением в Кинешемскую городскую управу о необходимости озаботиться подысканием подходящего помещения для училища, более просторного. Помещение, наконец, отведено было в доме Демидова, на Песочной улице. Таким образом, училище размещено было в двух зданиях, отстоявших одно от другого на далеком расстоянии: первый класс остался в прежнем помещении, а второй класс и вновь открытый третий класс помещались в указанном доме Демидова. В этом помещении имелось пять комнат, из коих две заняты были классами, одна комната служила помещением для учителей, одна - для раздевания учеников и одна - рекреационным залом, где также занимались ученики гимнастикой и пением. Новое помещение не отвечало строгим требованиям гигиены (плохая вентиляция и не вполне удовлетворительное устройство отопления), но, как временное, оно могло быть признано удовлетворительным.

Нечего говорить, что самая разбросанность помещений училища имела своим последствием громадные неудобства - и в смысле общего распорядка учебных занятий и в смысле общего руководства и наблюдения. Во второй год существования училища учеников сразу прибавилось на 55 челов.; всего было в трех классах 109 учеников.

Средства содержания значительно увеличились: из Государственного Казначейства отпущено было 14772 руб. 56 коп. и своих специальных средств было 1200 р. 44 к.; кроме того, дано было пособие и строителем училища И.А. Коноваловым на первоначальное обзаведение и оборудование необходимыми инвентарем. Все это дало возможность расширить и вспомогательные учреждения при училище.

Фундаментальная библиотека пополнилась приобретением книг в количество 174 назван. В 429 томах на сумму 640 р., в ученическую библиотеку приобретено было книг 272 назв. в 321 том. на сумму 550 руб. Кроме того, в деле пополнения фундаментальной библиотеки очень существенную и весьма значительную поддержку оказал Ст.-Секр. Анатолий Николаевич Куломзин, пожертвовавший училищу около 500 томов ценных и редких изданий.

В кабинете естественных наук значилось 218 предметов (52 по зоологии и 166 по ботанике), причем в этом году приобретено было на сумму 150 рублей.

Прочих учебных пособий по истории, географии, черчению и рисованию - состояло 282, в том числе вновь приобретено на сумму около 400 руб.

Физического кабинета еще не существовало.

Учебные занятия в течение года шли вполне правильно и ничем не нарушались. Здоровье учащихся было вполне удовлетворительно - эпидемических заболеваний среди учащихся не наблюдалось.

Осенью 1905 г. училище осчастливлено было посещением преосв. Никандра, еп. Кинешемского, викария Костромской епархии. Он присутствовал на общей ученической молитве, благословляя всех учеников, и приветливо с ними беседовал. Посещение его оставило большое и приятное впечатление на учащихся детей.

Учебные занятия подходили к концу и вместе с тем постройка постоянного здания для училища быстро подвигались вперед, и настолько, что можно было надеяться на открытие занятий в предстоящем учебном году уже в новом здании.

И действительно, летом 1906 года здание было готово, хотя и не вполне оборудовано, и новый 1906 - 1907-ой учебный год начался уже в новом здании 15 августа обычным молебном, причем все помещения и комнаты окроплены были св. водой. 27 сентября того же года состоялся торжественный акт в новом здании. Перед началом акта было отслужено благодарственное молебствие, на котором о. законоучителем сказано было прочувствованное слово, обращенное главным образом к учащимся. Между прочим, он говорил:

«Новый учебный годы принес нам, дети, новое счастье. Нам сделан великий, неоцененный по своему духовному благу щедрый дар. Известный благотворитель нашего края Ив. Ал. Коновалов, при заботливом попечительстве и неослабном наблюдении сына своего Ал. Ив., устроил это прекрасное и великолепное здание. Отныне непрерывная слава, честь и благодарение будут осенять доблестное имя их.

Дети! Будем достойны этого великого дара. Теперь на нашей обязанности лежит сохранять и оберегать его в первоначальной чистоты и свежести.

Не забывайте, - это наше училище; оно должно быть нашею гордостью, нашею честью и славою.

Пройдут года - вы вырастите, некоторые из вас займут, быть может, видное общественное служебное положение: -- и вот вы не раз вспомните колыбель своего первоначального образования, вас потянет, может быть, даже издалека взглянут на свое училище, духовную мать, где мужали вы духом и телом, где пробуждался и креп ваш ум, зарождались симпатии, сердце наполнялось любовью ко всему возвышенному и благородному. И как вам будет приятно и отрадно увидеть, что все в нем сохранилось по прежнему -- в порядке, чистоте и первоначальной свежести.

Дорогие дети! Умейте воспитать в себе чувство любви к училищу, к зданию, ко всем предметам его!...»

10 октября того же года состоялся официальный прием вновь построенного училищного здания в ведение Мин. Н. Пр. Производили осмотра здания, - помощник архитектора М.У.О., директор Кинешемского реального уч., члены Хозяйственного Комитета училища, представители строителя Ив. Ал. Коновалова, представители городского и земского управлений. При осмотре оказалось, что новое здание построено согласно утвержденных чертежей и никаких недостатков с технической стороны не имеет.

Строитель училища Ив. Ал. Коновалов Высочайше утвержден был в звании почетного его попечителя, а самому училищу навсегда присвоено было наименование: «КИНЕШЕМСКОЕ РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ И. А. КОНОВАЛОВА».

И вот с того времени училище помещается в собственном здании - высоком, светлом, просторном, удобном во всех отношениях и вполне снабженном соответствующей обстановкой. Здание построено из кирпича - двухэтажное, с полуподвальным помещением, фасадом расположенное на юг и иметь форму покоя.

Размеры здания по фасаду 33 саж. 1 аршин 10 вершк., боковые части - по 18 саж. В этажах верхнем и нижнем по всему зданию проходит коридоры - шириной 4 аршина 10 вершк., длиной - в верхнем 34 саж. 2 арш., в нижнем 23 саж. 1 арш. Коридоры расположены не посредине здания, а по стене, так, что по одной стороны коридора находятся комнаты, а по другой, противоположной,- окна, с видом на училищный двор и далее на Волгу.

В верхнем этаже размещены: 1) классы, числом восемь, каждый высотой 6 арш. 2 в., шириной от 9 до 12 арш., длиной от 12 до 14 арш.; 2) актовый зал в два света -высотой 8 арш. вер., шириной -- 18 арш. 2 вер., длиной 19 арш. 12 вер., который служит для торжественных собраний, причем в учебные дни в нем происходит общая утренняя молитва перед началось уроков; 3) рисовальный класс (выс. 6 арш. 2 вер., шириной 12 аршин 9 вер., длиной 18 арш. 6 вер.), в котором скамейки и столы к ним расположены амфитеатром; 4) помещение для библиотеки - высотой 6 арш. 2 в., шириной 12 арш. 9 вер., длиной 18 арш. 6 вер. (ученическая библиотека в последние годы размещена по классам в отдельных шкафах); 5) кабинет инспектора и 6) комната для занятий по выжиганию и для хранения географических и исторических карт.

В нижнем этаже находятся: 1) раздевальная ученическая (высотой 6 арш. 6 в., шир. 9 арш., длиной 22 арш. 4 в.), в которой стоят вешалки для платья, а на полу особые ящики для галош; 2) физический кабинет и при нем класс (выс. 6 арш. 3 в., шир. 11 арш. 3 в., дл. 18 арш. 6 в.); 5) рекреационный зал, в котором помещены гимнастические приборы и который служит для уроков гимнастики (выс. 6 арш. 6 в., шир. 16 арш. 12 в., длиной 25 арш.); 4) докторский кабинет, 5) канцелярия, 6) служебный кабинет директора, 7) учительская комната, 8) комната для коммерческого класса, 9) естественно-исторический кабинет и при нем класс (размером одинаковый с физическим кл., причем столы как в том, так и в другом расположены амфитеатром), 10) квартира директора, состоящая из 7 комнат).

Кроме перечисленных комнат, здесь же, в нижнем этаже, при входе с улицы имеется большой вестибюль для раздевания учителей и для приема родителей.

В подвальном этаже помещаются: химическая лаборатория (со сводами) для практических занятий учеников по химии (с ходом из естественного класса), большая комната для ученических завтраков, квартира письмоводителя и помещения для служителей (всего 8 комнат).

Отопление всего здания - центральное паро-водяное - помещается в подвальном этаже, освещение керосиновое и спирто-калильное.

При училище имеется обширный двор для прогулок и игр (размером 800 кв. саж.), на дворе - сарай, ледник и баня каменные и тепличка (оранжерея) для уроков природоведения. В хорошую погоду на училищном дворе происходят уроки гимнастики и игры учеников, а зимой устраивается каток.

В здание проведена вода из городского водопровода, но для питья ежедневно доставляется вода из особого колодца.

С 1906 - 1907 учебного года училище стало постепенно расти и увеличиваться в своем составе (так, в этом году при училище открыт был приготовительный класс), а также особенно значительно расширились и обогатились его вспомогательные учреждения. Из приведенной ниже таблицы №1 видно, как быстро росло училище.

 

Из таблицы видно, что по мере роста училища, с постепенным открытием новых последующих классов, число учеников заметно возрастало. И затем, когда училище уже окончательно сформировалось открытием при нем VII дополнительного класса в 1909 году, число учеников продолжает увеличиваться до настоящего времени. Это объясняется, прежде всего, общим стремлением, даже из среды рабочего класса, дать образование своим детям, а главным образом удобством сообщения с гор. Кинешмой (водным путем и по жел. дор.).

Коммерческое отделение существовало при училище лишь два года и с 1909 года, за отсутствием лиц, желающих получить коммерческое образование, оно не функционировало.

В настоящее время оно закрыто.

Из таблицы видно, что преобладающее количество учеников училища всегда составляли православные, дети городских сословий и сельского. Таким образом, Кинешемское реальное училище вполне отвечало и отвечает интересам и потребностям местного населения, по преимуществу торгово-промышленного и ремесленного класса.

Всего за 10 лет существования училища принято вновь в разные классы 581 уч.

Если сравним число подавших прошение (953) с числом принятых в училище, то заметим, что 1) значительное количество не поступает в училище, потому что не выдерживает экзамена (247 уч.), и 2) некоторым бывало отказано в приеме за комплектом и недостатком помещения (76). В последние три года прием в училище стал особенно затруднителен вследствие большого количества желающих обучаться в училище и в связи с этим большого конкурса, особенно в 1-й кл., т. е. повышенных экзаменных требований; причем прием производится лишь в приготовительный и 1-й кл., в промежуточные классы приема не бывает.

 

Средства содержания училища

Весь училищный инвентарь, классная обстановка и учебные пособия за истекший период времени приобретались частью на средства, отпускаемые из казны, частью на средства строителя училища Ив. Ал. Коновалова и, наконец, на специальные средства училища (из сбора за ученье).

Плата за обучение в год, начатая с 30 руб., в настоящее время увеличена до 50 рублей во всех классах, включая и приготовительный. Специальные средства училища, в зависимости от числа учащихся, стали с каждым годом все увеличиваться; особенно они увеличились в последние три - четыре года благодаря учреждению при училище по разным поводам стипендий.

Так, имеется стипендиальный капитал имени Я. С. Бардукова в 1000 руб., проценты с которого идут на взносы платы за обучение одного ученика по выбору Педагогического Совета (учр. 16 января 1907 г.)

В ознаменование 100-летнего юбилея фирмы И. А Коновалова в 1912 году служащими фабрики Коновалова (в с. Бонячках и м. Каменке), местными фабрикантами, торгово-промышленными фирмами Московского и Кинешемско-Вичужского района учреждено 12 стипендий на сумму 16000 р., процентами с коих пользуются ученики на взнос платы за учение и на учебные пособия по выбору и назначению Ал. Ив. Коновалова (стипендии утверждены 20 ноября и 14 декабря 1912 года, 28 февраля и 25 сентября 1915 г.).

Кроме того, в размере платы за учение учреждены при училище, постановлением Кинешемского Уездного Земского Собрания от 30 сентября 1911 года, -- 10 стипендий имени А. Н. Островского, одна стипендия имени Пазухина (в будущем количество таковых стипендий разных наименований предположено увеличить) и Кинешемской Городской Думой учреждено 4 стипендии, из них две юбилейные, в память 100-летия Отечественной войны 1812 года и 500-летия Царствования Дома Романовых, названная Романовской".

Значительную помощь училищу оказывает до сих пор сын поч. попеч. училища Александр Иванович Коновалов. Так, за последние два года им передано директору училища 2000 руб.: 500 р. на оборудование духового оркестра и 1500 р. в помощь на устройство манежа при училище.

Таким образом, с материальной стороны училище ныне находится в очень хорошем состоянии. Нижеследующая таблица показывает состояние специальных средств.

Из этой таблицы видно, что 1) специальные средства возрастали ежегодно в зависимости от увеличения числа учеников, с одной стороны, и увеличения платы с каждого ученика, а также посторонних пособий, с другой стороны; 2) главный расход специальных средств - это на ремонт и содержание дома (более половины всего расхода), преимущественно отопление здания, а затем на приготовительный класс, который содержится исключительно на специальные средства; 3) остатки в последние годы стали увеличиваться, ввиду нового закона 10 мая 1912 года.

Состояние учебно-вспомогательных учреждений за истекший период видно из таблицы №5.

Таким образом, за 10 лет существования училища израсходовано на учебные пособия 20408 р.

Большая часть всей суммы падает на физический кабинет.

Физический кабинет начал свое существование с 1906 года, со 2-й его половины: тогда приобретено было 7 предметов по разным отделам на сумму 180 р.

В следующем году и затем в 1908 и 1909 годах кабинет был значительно пополнен, что и составило как бы основание его, к коему постепенно добавлялись недостающие предметы и принадлежности к ним по мере нужды в них.

Состояние физического кабинета за все время существования его представляется в следующем виде:

К 1 января 1907 года состояло 7 предметов;

к 1 января 1908 года состояло 122 предметов;

к 1 января 1909 года состояло 232 предметов;

к 1 января 1910 года состояло 366 предметов;

к 1 января 1911 года состояло 378 предметов;

к 1 января 1912 года состояло 392 предметов;

к 1 января 1913 года состояло 405 предметов;

к 1 января 1914 года состояло 416 предметов.

В естественно-историческом кабинете учебных пособий по разным отраслям естествознания к началу 1914 - 15 учебн. года состояло 1452 на общую сумму 3536 руб., из них по зоологии - 305 на сумму 1883 руб., по минералогии 93 на сумму 343 р., по ботанике - 286 на сумму 566 р., по химии - 768 на сумму 744 руб.

Фотографии экспонатов Кинешемского краеведческого музея

 

В числе пособий по зоологии находятся три ящика с коллекциями по энтомологии, пожертвованными И. М. Рубинским (членом Костромского Окружного Суда). Дар этот содержит свыше 200 экз. жуков, около 100 бабочек и 11 биологических коллекций, представляя, таким образом, большинство видов местной фауны.

Фотографии экспонатов Кинешемского краеведческого музея

Особенно много пособий приобретено было за последние два года: в 1912 г. 356 предм. на сумму 470 р. и в 1913 г. - 60 предм. на сумму 243 руб.

В графе «прочие учебные пособия» значатся учебные пособия по истории и географии в виде карт, картин, глобусов, атласов, исторических и географических картин для волшебного фонаря и стенных таблиц, а также по черчению и рисованию.

К началу 1914 учебного года состояло: карты и глобусов 51 на сумму 325 руб., стенных картин - 321 на сумму 785 руб., световых картин - 121 на сумму 135 руб., таблиц - 4 на сумму 20 р., всего на сумму 1265 р. В рисовальном классе гипсовых моделей и других пособий для рисования и черчения имеется 340 на сумму 760 руб.

Здесь же имеются приборы для выжигания, металлопластики и лепки.

При училище состоит химическая лаборатория, прекрасно оборудованная.

С 1913 года организован класс ручного труда для желающих учеников из разных классов под руководством специалиста-мастера.

Гимнастический зал снабжен полным количеством гимнастических снарядов военной и сокольской гимнастики.

С 1913-го года введена сокольская гимнастика под руководством специалиста и вместе с тем сохранена и военная с обучением маршировке и ружейным приемам при 4 урок. для всех классов. Подвижные игры при хорошей погоде устраиваются на училищном дворе, а в остальное время в гимнастическом зале. Имеются приборы для фехтования, деревянные ружья, разные игры и принадлежности зимнего спорта - лыжи на 20 челов. Имеются духовые и струнные инструменты для существующего оркестра, рояль, фисгармония для уроков пения.

Что касается училищного здания, то в последние три года оно украшено внутри портретами и картинами, приобретены портьеры и ковры, в некоторых классах и вестибюле училища поставлены цветы и аквариум. На дворе сооружены две железные лестницы к дому с площадками, взамен деревянных, на случай безопасности от пожара, стоимостью до 600 руб. На училищном дворе предполагается в будущем учебном году выстроить манеж для гимнастических упражнениях учеников в осеннее и зимнее время, на что уже ассигнована соответствующая сумма и имеется разрешение Окружного Начальства.

Из этой таблицы видно, что средняя успешность в последние годы заметно повышается (исключая 1913 г.), равно как и число оканчивающих курсы VII дополнительного класса и число переведенных в следующее классы учеников; наоборот, число оставленных на повторительные курсы в тех же классах учеников в указанный период заметно понижается.

Сведения о числе выбывших учеников по окончании курса.

Первый выпуск учеников, окончивших полный курс училища с VII дополнит. классом, состоялся в 1910-м году. За этот период число окончивших полный курс учеников было 96, причем по годам это число распределяется так:

Кроме того, в 1909-м г. состоялся выпуск окончивших курс VI кл. коммерческих наук - 5 учеников.

Большая часть окончивших полный курс училища поступали в высшие учебные заведения для продолжения образования.

По сведениям, имеющимся в училище, поступили:

из 1-го выпуска - все окончившее курс; из 2-го выпуска - 17 уч.; из 3-го выпуска - 17 уч.; из 4-го выпуска - 20 уч.; из 5-го выпуска - 17 уч.

Из этой таблицы видно, что поведение учеников было в общем вполне хорошее, почти отличное. Проступки состояли в нарушении классной и, вообще, школьной дисциплины, в несдержанном поведении на уроках и нарушении правил благоприличия и вежливости.

Фотографии экспонатов Кинешемского краеведческого музея

В последние годы режим для учеников Кинешемского реального училища установлен следующий.

Появление на улицах позднее 8 час. вечера в осеннее и зимнее время и позднее 9 час. в весеннее время, посещение кинематографов позднее 8 час. веч. ученикам безусловно воспрещается (весною в период экзаменов посещение кинематографов в будние дни совсем не разрешается).

Посещение театра допускается лишь с особого на всякий отдельный случай разрешения начальства училища, причем в будние дни посещение театра ученикам вообще не разрешается, за исключением особых спектаклей.

Катание на лодках ученикам разрешается при условии участия старших, родителей и родственников, живущим же на частных квартирах - с особого разрешения директора.

В общем, нравственное воздействие на учеников, воспитание их в духе религии и нравственности является предметом постоянных забот и особенного внимания как со стороны начальства училища, так и всей училищной корпорации.

Прежде всего, самый строй училищной жизни способствует религиозно-нравственному воспитанию.

Учебный день в училище обыкновенно начинается общей утренней молитвой, обязательной для всех учеников, в присутствии директора, инспектора, о. законоучителя, дежурных классных наставников и помощника классных наставников. Общая молитва состоит из пения всеми учениками молитв: «Царю небесный», «Отче Наш», «Спаси Господи», чтения законоучителем Евангелия, с соответствующим кратким разъяснением прочитанного и кратким наставленьем по поводу сего.

Помимо этого, в жизни училища в течение учебного года происходят такие события, когда и учащие и учащиеся испытывают особый подъем духа и чувство глубокого взаимного объединения. Так, в царские и табельные дни ученики со всем педагогическим персоналом собираются в 12 час. дня для общей молитвы в актовом зале училища. При таких обстоятельствах о. законоучитель всегда поставляет для себя долгом осветить эти явления при свете Божественного Слова, показать учащимся, какое отношение должны они проявить со своей стороны к этим явлениям, какие чувства должны воспитать в себе и укрепить волю к будущей плодотворной деятельности на благо церкви, Государя и отечества.

В дни отпуска учащихся на каникулы Рождественские и Пасхальные о. законоучителем на общей молитве делаются наставления о том, как они должны пользоваться предстоящим отдыхом.

Перед отпуском на экзамены учащимся указывается, с каким настроением они должны приступать к предстоящим экзаменам.

Из учеников составлен небольшой хор, которым руководит опытный учитель пения. Пение стоит на должной и серьезной высоте, пьесы исполняются очень недурно как светского, так и духовного характера.

 

Состояние здоровья учеников

Врачебно-санитарное состояние училища за истекший период, в общем, было вполне удовлетворительное. В течение года ученики всех классов дважды (весною и осенью) осматривались подробно училищным врачом: производилось измерение роста, веса, окружности груди и осмотр органов зрения, слуха, обоняния, полости рта и внутренних органов. Для оказания немедленной медицинской помощи ученикам училищный врач посещал училище два раза в неделю; кроме того, он же посещал больных учеников и на квартирах в случаях особенно острых заболеваний.

Таков порядок установлен и по сие время.

При училище имеется небольшая аптечка, снабженная медикаментами, необходимыми для оказания скорой медицинской помощи, причем тяжело заболевающим ученикам оказывается помощь и на квартирах.

В последние годы в помощь врачу, для более правильного и всестороннего осмотра и лечения зубов, приглашен специалист зубной врач, который производит осмотры зубов также два раза - весной и осенью, и лечит за очень умеренную цену (по соглашению с учебным начальством), а беднейшим ученикам оказывается помощь бесплатно.

В общем, нужно отметить, заболеваемость среди учеников была незначительная, заболевания инфекционными болезнями случались редко: всегда применялись заранее меры предупредительного характера так, в 1908 и 1909 годах, в виду появления в пределах Кинешемского уезда заболеваний натуральной оспой, произведена была почти поголовная ревакцинация ученикам. Такая же поголовная ревакцинация произведена и в 1914 г.

Несколько раз появлялись случаи заболевания скарлатиной, но всякий раз, благодаря своевременно и умело принимаемым мерам предупредительного характера (временное закрытие классных помещений, дезинфекция их, изолирование больных, предохранительная прививка), эпидемии не развивались, а благополучно прекращались.

В 1910 году весною - в марте и апреле месяцах - в г. Кинешме развился и усилился брюшной тиф, но заболеваний больших среди учеников не было, так как учащиеся младших классов были распущены по домам, а среди учеников VI и VII класса заболеваний не было совершенно.

1913-й год был, пожалуй, особенно неблагоприятен в смысле заболеваемости учеников: в 1-й половине среди учеников были заболевания скарлатиной (10 случаев), во 2-й половине в г. Кинешме развилась эпидемия кори и среди семей учащихся приходилось изолировать и здоровых учеников, живущих в этих семьях: всего больных корью учеников было 7 челов., и все заболевшие выздоровели.

Ниже представляется сравнительная таблица сведений о состоянии заболеваемости и смертности учащихся за весь 10-летний период.

В связи с этим нижеследующая таблица показывает манкировки учеников.

Значительное количество манкировок в 1908 г., 1909 и 1910 г.г. объясняется случаями эпидемических заболеваний среди учащихся в эти годы.

 

Родительский Комитет

При училище с 1906 г. по 1912-й год функционировал родительский комитет.

Деятельность его согласовалась вполне с жизнью училища, шла в том направлении, которое определялось строем учебных занятий в училище и в полном соответствии с работой Педагогического Совета.

В 1913 году родительский комитет не существовал, в виду недостаточности числа лиц, явившихся на предвыборные собрания.

Председателями родительского комитета за все время существования его состояли: А. К. Клепиков (1906 - 1907); И. М. Рубинский (1907 - 1909); А. Ф. Гиринский (1909 - 1911); В. И. Зевакин (1911 - 1912 г.).

 

Общество помощи учащимся

В 1905 году, в самом начал его, по инициативе педагогического персонала реального училища собраны были родители учащихся для обсуждения вопроса об учреждении при Кинешемском реальном училище общества вспомоществования нуждающимся ученикам. Сюда примкнули многие из лиц, сочувствовавших этому доброму делу. Но на первом же собрании высказались за желательность объединить в этом отношении все учебные заведения гор. Кинешмы.

Был выработан устав, представляющий копию с нормального устава. В мае месяце он был утвержден г. Костромским Губернатором, а с августа месяца новое общество стало уже функционировать под названием «Общество помощи учащимся города Кинешмы».

В круг деятельности названного общества входят заботы о материальной поддержке недостаточных учащихся местных учебных заведений: реального училища, женской гимназии, городских мужских и женских и приходских училище. Средства общества составляются из членских взносов (3 руб. в год), пожертвований и ежегодно устраиваемых реальным училищем и женской гимназией концертов, благотворительных вечеров и спектаклей.

К 1 января 1914 года состав общества представляется в следующем виде: почетных членов - 15, действительных - 154, общественных и других учреждений (членов) - 7, членов соревнователей - 1; всего членов 155.

Выдача вспомоществования из средств общества за последние три года выражается в следующих цифрах:

1911 г....... 1772 руб. 83 коп.

1912 г........ 1480 руб. 72 коп.

1913 г....... 844 руб. 21 коп.

На 1-е января 1914 года состояло:

а) оборотного капитала - 1023 руб. 53 коп.

б) неприкосновенного капитала - 1013 р. 65 к.

 

Достопамятные события в жизни реального училища

Из числа особо важных и достопамятных событий училищной жизни за истекший период следует отметить:

1) В 1909 году участие в торжестве 300-летия «геройского подвига граждан и поселян Кинешмы 26 мая 1609 года». Весь педагогический персонал с учениками присутствовали на общих городских торжествах. Между прочим, представители от реального училища присутствовали на торжественном собрании в Городской Думе. Всем учащимся розданы были листки в память этого юбилейного события: «Кинешма в смутное время и геройский подвиг ее 26 мая 1609 года».

2) Торжественное празднование юбилеев: 100-летия со дня рождения Н. В. Гоголя, 50-летия освобождения крестьян, 100-летия Отечественной войны 1812 года и 300-летия Царствования Дома Романовых.

3) Участие в 1912 г. в торжественном праздновании 100-летнего юбилея фирмы И. А. Коновалова, выразившееся в поднесении адреса от Кинешемского реального училища через представителей его - директора и о. законоучителя.

4) Участие в юбилейной 1913 года Костромской Губернской Земской выставки, причем Кинешемское реальное училище за отличную постановку рисования удостоено БОЛЬШОЙ СЕРЕБРЯНОЙ МЕДАЛИ.

5) Освящение иконы Спасителя (по рисунку Васнецова) с серебряно-вызолоченной лампадой к ней, сооруженной на средства всего педагогического персонала родителей учащихся в память 300-летнего юбилея Державного Дома Романовых.

6) На выражение верноподданнических чувств Государю Императору от всего педагогического персонала и учащихся, состоявшееся после торжества освящения иконы и установки ее в актовом зале училища, последовала ВЫСОЧАЙШАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА БЛАГОДАРНОСТЬ.

Телеграмма на имя г. Попечителя Московского Учебного Округа послана была в следующих выражениях:

«Педагогический Совет и служащие училища, вместе с учениками и родителями их, вознеся горячие молитвы о драгоценном здравии и долго действии Его Величества Государя Императора и всего Августейшего Дома перед иконой Спасителя, сооруженной на средства корпорации училища при участии родителей учеников и освященной перед началось ученья, постановили: почтительно просить Ваше Превосходительство повергнуть к священным стопам Государя Императора одушевляющие всех чувства верноподданнической любви и молитвенные пожелания Его Императорскому Величеству долгих лет благополучного царствования на славу и счастье дорогого отечества».

7) В связи с указанными юбилеями состоялись две ученические поездки-экскурсии зимой 1911 - 12 года в Москву и в мае 1913 года в Кострому на время В ы с о ч а й ш е г о посещения ее ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ.

(Описание празднования юбилейных дней см. в отчетах о состоянии Кинешемского реального училища за 1911 - 1912-й и 1912 - 1913-й уч. г. Кинешма. 1912 и 1913 г.).

 

Личный состав служащих

в Кинешемском реальном училище за истекший 10-ти летний период представляется в следующем виде.

Почетный попечитель Иван Александрович Коновалов. Образование получил домашнее. Почетным попечителем училища состоит с 1904 г.

I Директоры.

1) д. с. с. Константин Васильевич Немыцкий в 1885 г. окончил курс в Императорском Московском университете с утверждением в степени кандидата по историко-филологическому факультету; начал службу учителем в Касимовской прогимназии (1885-1886), затем был преподавателем в Смоленской гимназии (1886 - 1904); в 1904 г. назначен директором Кинешемского реального училища, а 25 октября 1910 года переведен на такую же должность в Тульское реальное училище.

2) с. с. Иван Семенович Крылов в 1894 г. окончил курс в Императорском Московском университете по историко-филологическому факультету с дипломом 1-й степени; начал службу преподавателем в Нижегородской Мариинской женской гимназии (1895 - 1897); был преподавателем в Владимирской мужской гимназии (1897 - 1903); был преподавателем Московской 10-й гимназии (1903-1911), и в 1911 г. назначен директором Кинешемского реального училища.

II. Инспекторы.

1) с. с. Николай Сампсонович Соколов в 1883 г. окончил курс в Императорском Казанском университете по физико-математическому факультету со степенью кандидата математических наук; начал службу преподавателем математики в Тверском реальном училище (1885 - 1891); затем был преподавателем в Муромском реальном училище (1891 - 1898); назначен исполн. обяз. инспектора и учителем математики в Зарайское реальное училище (1898- 1907); в 1907 году перемещен исп. обяз. инспектора в Кинешемское реальное училище, а 7-го декабря 1907 г. назначен директором Ярославского реального училища.

2) с. с. Сергей Николаевич Рябинкин в 1900 г. окончил курсы в Императорском Московском университете по физико-математическому факультету с дипломом 1-й степ.; начал службу преподавателем математики и физики в Рыбинской Мариинской женской гимназии (1901); затем был преподавателем во Владимирской гимназии (1901 - 1908), в 1908 г. назначен исп. обяз. инспектора Кинешемского реального училища.

III. Законоучители.

1) свящ. Иоанн Павлович Альтовский в 1891 г. окончил курс в Костромской духовной семинарии с званием студента семинарии; начал службу законоучителем и учителем церковноприходской школы Попечительного Совета о бедных г. Кинешмы (1891 - 1894); определен заве дующим и законоучителем в возобновленную им церковно-приходскую школу при Богородицкой церкви г. Кинешмы (1894 - 1896); состоял законоучителем Кинешемского женского двухклассного училища (1896 - 1901); назначен законоучителем Кинешемского городского четырехклассного училища (1901 - 1904), и в 1904 г. назначен законоучителем Кинешемского реального училища.

IV. Преподаватели русского языка.

1) Федор Федорович Трубников в 1903 г. окончил курс в Императорском Московском университете по историко-филологическому факультету; начал службу учителем русского языка в Кинешемском реальном училище (1904 - 1910); в 1910 г. (1 ноября) уволен от должности учителя русского языка названного училища, согласно прошению.

2) к. с. Александр Константинович Серафимов в 1898 г. окончил курс в Казанской Духовной академии с званием кандидата богословия и в том же году начал службу учителем приготов. кл. Костромского Духовного училища; в 1900 г. перемещен на должность преподавателя русского языка в Кинешемское Духовное училище; в 1910 г. допущен к исполнению обязанностей преподавателя русского языка в Кинешемском реальном училище, а в 1912 г. утвержден в должности штатного преподавателя названного училища.

3) свящ. Николай Федорович Белояров в 1912 г. окончил курсы в Императорском Юрьевском университете по историческому отделению историко-филологического факультета с званием действительного студента; начал службу исполняющим обязанности учителя русского языка и истории в Кинешемской женской гимназии (1912 - 1913), в 1913 г. утвержден в должности учителя русского языка и истории в названной гимназии и с 1912 г. одновременно состоят исп. об. учителя русского языка и истории в Кинешемском реальном училище.

4) Иван Филаретович Изюмов в 1912 г. окончил курсы в Московской Духовной академии с званием кандидата богословия; начал службу учителем русского языка в Кинешемской женской гимназии с 1912 г., а с 1913 г. состоит исп. об. учителя русского языка в Кинешемском реальном училище.

V. Преподаватели истории.

1) с. с. Иван Васильевич Голубев в 1896 г, окончил курс в Московской Духовной Академии со степенью кандидата богословия; начал службу учит. приг. кл. в Кинешемском Духовном училище (1896 - 1897); был определен помощ. инспектора Нижегородской Духовной семинарии (1897 - 1899); состоял учит. латинского языка в Кинешемском Духовном училище (1899 - 1906), в 1906 г. имел уроки гражданской истории в Кинешемском реальном училище, а в 1907 г. перемещен на должность учителя истории названного училища.

 

VI. Преподаватели математики, физики и космографии.

1) Николай Васильевич Правдолюбов в 1897г. окончил курс в Императорском Петроградском университете по физико-математическому факультету; начал службу преподавателем математики и физики в Касимовском среднем семиклассном техническом училище (1900 - 1905); в 1905 г. перемещен на должность учителя математики Кинешемского реального училища, а в 1910 г. перемещен на должность учителя арифметики и географии в Спасское реальное училище.

2) с. с. Николай Сампсонович Соколов (см. II, Инспектора 1.)

3) с. с. Сергей Николаевич Рябинкин (см. II, Инспектора 2.)

.

4) Владимир Тихонович Омелянский в 1909 г. окончил курс в Императорском Техническом училище с званием инженера-механика; начал службу преподавателем математики в Кинешемском реальном училище (1910 - 1912), а в 1912 г. перемещен на таковую же должность в Белевское реальное училище.

5) Дмитрий Николаевич Киселев в 1899 г. окончил курс в Константиновском Межевом институте с званием межевого инженера; начал службу учителем математики в Белевском реальном училище (1907 - 1912), а в 1912 г. перемещен на таковую же должность в Кинешемское реальное училище.

6) Борис Иванович Полозов в 1912 г. окончил курсы в Императорском Московском университете по физико-математическому факультету по отделению математических наук; начал службу учителем математики в Кинешемском реальном училище и в 1913 г. утвержден в должности штатного преподавателя означенного училища.

7) Василий Михайлович Тонков по окончании курса в Кашинском уездном училище обучался в Московском училище Живописи, Ваяния и Зодчества. Имеет звание учителя церковно-приходской школы и учителя русского языка и математики уездного училища; начал службу учителем Свято-Саввинской двухклассной церковно-приходской школы в г. Кашине (1895 - 1904); был учителем Михайловской церковно-приходской школы Кашинскаго уезда (1904 - 1906); был перемещен исп. об. учит. в Судогодское городское трехклассное училище (1906 - 1908), в 1908 г. перемещен на должность учителя в Кинешемское городское четырехклассное училище, и с 1911 г. допущен к исп. об. учителя русского языка и арифметики в приг. кл. Кинешемского реального училища, каковую должность занимает и до настоящего времени.

 

VII. Преподаватели географии и естествоведения.

1) Сергей Федорович Иванчиков в 1902 г. окончил курсы в Императорском Московском университета по естественному отделению физико-математического факультета; начал службу преподавателем географии и естественной истории в Кинешемском реальном училище (1904-1910), в 1910 г. был допущен в вновь открываемое в г. Юрьевце частное мужское учебное заведение 3-го разряда завадующим оного с увольнением от должности учителя Кинешемского реального училища. Ныне директор Юрьевецкой мужской гимназии.

2) Алексей Алексеевич Ладухин в 1908 г. окончил курс в Императорском Московском университете; начал службу учителем естественной истории и географии в Кинешемском реальном училище (1910 - 1912), в 1912 г. перемещен был учителем естествоведения в Севское реальное училище.

3) Станислав Станиславович Нацевич в 1906 г. окончил курс в Императорском Московском университете по отделению естественных наук физико-математического факультета; начал службу преподавателем естествоведения в Шавельской женской гимназии (1906 - 1907); затем был преподавателем в Шавельской мужской гимназии (1907 г.); в том же году был определен учителем природоведения в Вяземскую Императора Александра III гимназию Смоленского Земства (1907 - 1909); в 1909 г. перемещен учителем естественных наук в Севское реальное училище (1909 - 1912), а в 1912 г.. перемещен на таковую же должность в Кинешемское реальное училище.

4) Петр Михайлович Гарин, состоя учителем географии Кинешемского 1-го высшего начального училища, был допущен временно к преподаванию того же предмета в Кинешемском реальном училище с 1-го октября 1912 года по 1-е июля 1913 года.

5) Евгений Петрович Соколов в 1913 г. окончил курс в Императорском Варшавском университете по физико-математическому факультету, состоял преподавателем географии в Кинешемском реальном училище с 16 августа 1913 года по 1 сентября 1914 года.

 

VIII. Преподаватели графических искусств.

1) с. с. Николай Александрович Полянинов в 1895 г. окончил полный курс в Строгановском Центральном училище технического рисования; начал службу учителем в Алферовской учительской семинарии (1896 - 1904), а в 1904 году перемещен на должность учителя графических искусств в Кинешемское реальное училище.

2) Николай Федорович Лавровский в 1908 г. окончил курс в Строгановском Центральном училище технического рисования; начал службу учителем рисов., черчения и чистописания в 1-м и 2-м Костромских городских училищах (1911 г.); в том же 1911 г. был перемещен на таковую же должность в Кинешемское 1-е городское училище (1911 - 1912), в 1912 г. перемещен на должность учителя графич. искусств в Кинешемскую женскую гимназию, а с 1 октября 1912 г. допущен к исполн. обяз. учителя чистописания в Кинешемском реальном училище.

IХ. Преподавательницы французского языка.

1) Надежда Георгиевна Львова в 1894 году окончила курс в Нижегородском Мариинском институте благородных девиц с награждением серебряной медалью большого размера; начала службу учительницей русского языка в Кинешемской женской прогимназии с 1904 г. и с этого же года по 1906 г. была допущена к преподаванию французского языка во 2-м классе Кинешемского реального училища. Ныне состоит учительницей Кинешемской женской гимназии.

2) Владислава Адольфовна Ле-Брун в 1891 году окончила курс наук в Лионской академии (во Франции) и в Испытательном Комитете Московского Учебного Округа в 1905 году выдержала испытание на звание домашней учительницы французского языка; в. том же 1905 г. ей было разрешено поручить временно уроки французского языка в младших классах в Кинешемском реальном училище, где и состояла до 1908 года.

3) Анна Петровна Кострюкова-Пластинина с 5 октября 1908 г. по 1909 исп.об. учительницы французского языка в старших классах Кинешемского реального училища, а до поступления на службу в вышеназванное училище состояла учительницей того же предмета в Юрьевецкой женской гимназии. Ныне состоит учительницей Кинешемской женской гимназии.

4) Наталья Сергеевна Чичагова в 1905 г. окончила курс в Московском сиротском институте Императора Николая I; службу начала исп. об. учительницы французского языка в младших классах в Кинешемском реальном училище (1908 - 1909); затем была учительницей новых языков в Кинешемской женской гимназии (1909 - 1912), а с 1912 г. состоит штатной преподавательницей французского языка в Кинешемском реальном училище.

5) Татьяна Васильевна Нацевич в 1901 г. окончила курс в Московском Сиротском институте Императора Николая I; начала службу учительницей французского языка в Вяземской женской гимназии (1901 - 1909); затем была исп. об. учительницы новых языков в Севском реальном училище (1909 - 1912); в 1913 г. была определена учител. французского языка в Кинешемскую женскую гимназию, а с 1 сентября 1914 г. допущена к исп. об. учительницы французского языка в Кинешемском реальном училище.

Х. Преподаватели немецкого языка.

1) Александра Владимировна Бенедиктова в 1904 г. окончила курс в Московском Сиротском институте Императора Николая I; начала службу исп. должность учительницы французского языка в Кинешемской женской прогимназии в 1904 г. С 1904 по 1906 г. была допущена к преподаванию немецкого языка в 2 кл. Кинешемского реального училища.

2) Фридрих Карлович Ранге в 1900 г. окончил курсы в Оптельсбургской Королевской Учительской Семинарии (в Германии) и в 1906 г. при испытательном Комитете при Московском Учебном Округе выдержал испытание на звание учителя намецкого языка гимназии и прогимназии; службу начал учителем немецкого языка в Кинешемском реальном училище (1905-1911), а в 1911 г. перемещен в Туккумское городское Коммерческое училище.

3) Анна Ивановна Ваннамб в 1899 г. окончила курс в Дерптском высшем городском училище и выдержала испытание в Ферманской гимназии на звание домашней учительницы; начала службу учительницей немецкого языка в женском учебном заведении 1-го разряда г-жи Екимецкой в г. Рязани (1900-1911); затем была учительницей по тому же предмету в Бежецкой женской гимназии (1911 г.) и в том же 1911 г. была пере мещена на таковую же должность в Кинешемское реальное училище.

Учитель письмоводства и книговодства.

Семен Васильевич Ильинский в 1890 г. окончил курсы в Московском Учительском Институте; начал службу помощником учителя Мышкинского городского двухклассного училища (1890 - 1893); затем был назначен учителем Макарьевского городского двухклассного училища (1893 - 1894), перемещен был на таковую же должность в Варнавинское городское трехклассное училище (1894 - 1896); перемещен был на таковую же должность в Плесское городское трехклассное училище (1895 - 1902), в 1902 г. перемещен был на таковую же должность в Кинешемское городское четырехклассное училище, а с 16 августа 1907 г. по 1 июля 1908 г., состоя на службе в Кинешемском городском четырехклассном училище, был допущен к исполн. об. учителя письмоводства и книговодства в Кинешемском реальном училище.

Помощники классных наставников.

1) Иван Владимирович Павлов в 1893 г. окончил курс в Алферовской Учительской Семинарии; начал службу учителем Субботниковского, Смоленской губернии, начального народного училища (1893 - 1898); в 1898 г. был назначен помощником классных наставников Смоленской гимназии, а в 1904 г. назначен на таковую же должность в Кинешемское реальное училище, где и продолжал занимать должность до 1 сентября 1906 года.

2) Григорий Сергеевич Захаров в 1902 г. окончил курс в Алферовской Учительской Семинарии; начал службу учителем начального училища Смоленской губ. (1902 - 1903); в 1903 г. назначен был на должность учителя Боровского городского приходского училища, а в 1905 году был назначен помощником классных наставников в Кинешемское реальное училище, где и состоял до 1 августа 1906 года.

3) Иван Васильевич Коротков в 1906 г. окончил курс в Московском Синодальном училище церковного пения. С 1 июля 1906 г. по 1 января 1907 г. состоял помощником классных наставников в Кинешемском реальном училище.

4) Владимир Николаевич Соколов в 1894 г. окончил курс в Нижегородской Духовной Семинарии и выдержал испытание на звание регента в регентском классе Придворной певческой капеллы; начал службу учителем церковного пения в Нижегородской Духовной Семинарии (1897 -- 1899), затем состоял четвертым помощником классных наставников в Нижегородской гимназии (1899 -- 1901), а с 1 января 1907 г. по 1 июня 1908 г. состоял помощн. кл. наст. Кинешемского реального училища.

5) Павел Михайлович Зернов в 1906 г. окончил курс в Костромской Духовной Семинарии; начал службу исп. должн. надзирателя Кинешемского духовного училища (1906). С 1 октября 1906 г. по 1 сентября 1913 г. состоял помощником классных наставников Кинешемского реального училища. Ныне студенты Казанского ветеринарного института.

6) Сергей Александрович Горский в 1907 г. окончил курс в Костромской Духовной Семинарии. В том же 1907 г. начал службу учителем Крестовоздвиженской церковно-приходской школы г. Кинешмы, а с 1908 г. и по настоящее время состоит помощником классных наставников Кинешемского реального училища и учителем пения.

Учители пения.

1) Николай Александрович Писарев, по окончании курса в Костромской Духовной Семинарии, начал службу учителем пения в Кинешемском Духовном училище. В 1904 г. состоял учителем пения в Кинешемском реальном училище.

2) Иван Васильевич Коротков (см. пом. кл. наст. 3.).

3) Сергей Александрович Горский (см. пом. кл. наст. 6.).

4) Андрей Сергеевич Васильев окончил курс в Московском Синодальном училище с званием регента. С 1913 г. состоит учителем пения в Кинешемском реальном училище.

Учители гимнастики.

1) Иван Владимирович Павлов состоял учит. гимнастики с 1904 г. по 1906-ой г. (см. выше).

2) Василий Михайлович Краснов - состоял учителем гимнастики в 1906 г.

5) Александр Яковлевич Орехов - сотник 5-го Донского казачьего Войскового Атамана Власова полка, состоял учителем гимнастики в Кинешемском реальном училище съ1 декабря 1907 г. по 1909 г. и с 1 сентября 1912 г. по 12 октября 1913 года.

4) Александр АлексЬевич Зарницын - окончил курс в Костромской Духовной семинарии. В 1909 г. состоял учит. гимнастики в Кинешемском реальном училище.

5) Николай Алексеевич Молдинский - капитан 184-го пех. Варшавского полка, состоял учителем гимнастики в Кинешемском реальном училище с 1 августа 1910 г. по 1 сентября 1912 года.

б) Вильгельм Вильгельмович Гампейс - член Московского гимнастического Общества «Сокол III» учителем гимнастики в Кинешемском реальном училище с 12 октября 1913 г. и до настоящего времени.

Врачи училища.

1) Николай Павлович Альбов в 1888 г. окончил курс в Императорском Московском университете; начал службу фабричным врачом (1889 - 1902); затем был уездным врачом (1902 - 1904), а с 8 сентября 1904 года по 1 июля 1905 года был определен врачем Кинешемского реального училища.

2) к. с. Сергей Платонович Яблоков в 1889 г. окончил курс в Императорском Московском университете; начал службу земским врачом (1891 -- 1905). С 1905 года и по настоящее время состоит врачом Кинешемского реального училища.

Письмоводители.

1) Иван Владимирович Павлов (см пом. кл. наст.).

2) Павел Иванович Птицын в 1872 г. окончил курс в Костромском Духовном училище и в 1874 г. выдержал испытание на звание учителя начального народного училища в Педагогическом Совете Костромской гимназии; начал службу учителем Горковского Павловых начального земского училища Нерехтского у. (1874- 1875); был перемещен на должность учителя Березниковского начального земского училища того же уезда (1875 - 1892); перемещен на такую же должность в Сидоровское начальное земское училище (1892 - 1895); в 1895 г. перемещен на должность учителя Яковлевского начального училища Нерехтского уезда, а с 1 октября 1906 и до настоящего времени состоит письмоводителем в Кинешемском реальном училище.

Список выпускников 1914 года

 

Фотоприложение (2008 год)

На главную страницу "Вичугского дневника"



Hosted by uCoz